Цель работы. Освоение техники измерения температурного расширения, плотности, вязкости и поверхностного натяжения жидкостей.
Задание. Измерить основные физико-механические параметры жидкостей и сравнить их значения со справочными.
Порядок выполнения работы
1. Открыть вкладку Устройство 1 - физические свойства жидкости и скачать «Методические указания по лаборатории Капелька 1 (МУ).
2. По информации на вкладке и методическим указаниям ознакомиться с описанием устройства №1 и принципом действия измерительных приборов в нем.
Обратить внимание на то, что приборы 3–5 приводятся в действие путем перевертывания устройства. Зарисовать схему устройства №1 с указанием названия вмонтированных в него приборов.
3. Определить коэффициент температурного расширения жидкости в термометре на основе мысленного эксперимента.
Для этого предположить, что температура окружающей среды возросла от 0 до 50 °С (DТ = 50 °С). При этом уровень термометрической жидкости (спирта) в капилляре термометра должен повыситься на величину l (рис. 1), которую следует замерить на фотографии с использованием рядом расположенной линейки и вычислить предполагаемое приращение объема термометрической жидкости:
ΔW = πr2l
где r – радиус капилляра термометра. Его значение и начальный (при 0 °С) объем термометрической жидкости W указаны на устройстве №1 (рис. 1).
Рис.
1. Термометр и ареометр в устройстве № 1
Значение коэффициента температурного расширения рассчитать по формуле βT=ΔW ⁄ (WΔT) и сравнить его со справочным значением β*T для спирта (см. МУ, табл. 1.1). Значения используемых и полученных величин занести в таблицу 1.
4. Определить плотность воды ареометром.
Для этого на рис. 1 измерить глубину погружения h ареометра по положению верхнего края мениска подкрашенной воды вокруг ареометра на его миллиметровой шкале и вычислить её плотность
ρ = 4m ⁄ (π d2 h),
где m и d – масса и диаметр ареометра, указаны на корпусе устройства (рис. 1).
Опытное значение плотности ρ сравнить со справочным значением ρ* для воды (см. МУ, таблица 1). Значения используемых и полученных величин свести в таблице 2.
7. Сделать выводы по
этой работе, где указать:
- какие навыки получены при выполнении настоящей работы,
- перечислить виды измеренных физико-механических
параметров,