2 Кроссворд-экскурс в историю развития гидравлики

2 Кроссворд-экскурс в историю развития гидравлики
Современная гидравлика для многих лишь совокупность знаний в виде бездушных определений и формул. А за ними люди, характеры, судьбы. Поэтому определения в этом кроссворде задаются в виде биографических этюдов об известных гидравликах. В итоге наука оживает и вызывает интерес. Этюды вносят дополнительную занимательную информацию, воздействуют на эмоции обучающихся, вызывают у них эффект сопереживания и способствуют воспитанию определенных качеств личности.
После угадывания фамилии каждого знаменитого ученого, обучаемые обращают внимание на расположенный рядом фрагмент (схему изобретения или процесса с математической зависимостью). Из фрагмента они получают дополнительные представления о деятельности ученого. Фрагменты расположены в хронологическом порядке событий, что позволяет проследить последовательность и продолжительность постижения (освоения) человечеством основных положений дисциплины.
Этот кроссворд целесообразно приводить на начальном этапе изучения курса инженерно-строительной гидравлики. Совокупность фрагментов обобщает все основные разделы гидравлики и дает представление о ее содержании, побуждает к установлению многогранных связей всего предстоящего изучению материала. Такой кроссворд представляет собой наглядную опорную систему информации, включающую общие сведения истории развития гидравлики (технической механики жидкости) и по ее содержанию (составу), что важно для дальнейшего детального изучения дисциплины.

1. Князь мудрецов: знал всё, к сожалению, церковь верила в это слишком долго; признается основателем двух десятков наук, в том числе физики. Его знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже" – означали отход от воззрений своего учителя. Вместе с тем, он отбросил и прогрессивные идеи предшественников. За неверное положение о неподвижности Земли ухватилась церковь, поэтому борьба против его учения была опасным делом.
2. 3наменитый греческий механик: изобрёл водяные часы и водяной насос. Многие его изобретения служили лишь демонстрацией мощи научного знания, призваны были «удивить» публику.
3. Величайший инженер древности: обнаружил обман в известной истории с короной царя Герона; готовился сдвинуть Землю, но не успел найти точку опоры. Его винт сегодня используется в обыкновенной мясорубке. Согласно одной из легенд, при погружении в ванну вдруг осенила его мысль о выталкивающей силе жидкости и, забыв обо всем, голый, бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!», «Я нашел!». Это событие свершилось благодаря тому, что он искал путь решения задачи постоянно. Здесь уместны слова Л. Пастера: «Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов».
4. Автор портрета Моны Лизы («Джоконда»); больше известен как художник, но больше сделал как учёный. Он додумался до паровой пушки, создал пружинный автомобиль и танк, предложил мускулолёт, спроектировал и осуществил постройку ряда каналов. Изобрел модуль подвесного моста, многоствольную установку – зародыш пулемётов и «Катюш», механизм для забивки свай, первый разводной ключ, редуктор, экскаватор, парашют. Он работал всю жизнь и, очевидно не представлял себе состояния, которое мы в быту называем отдыхом и покоем, творил всегда и везде, но почти все давалось ему с трудом, что подтверждает фразу Т. Эдисона: «Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».
5. Выдающийся физик, механик и астроном: изобрел первый телескоп и воздушный термоскоп – прообраз термометра, сконструировал гидростатические весы для определения удельного веса твёрдых тел, определил удельный вес воздуха. Однажды он зашел в церковь на богослужение и заметил, как от сквозняка раскачиваются на цепях люстры. Держа руку на пульсе и отмеряя время их полного качания по ударам собственного сердца, открыл принцип независимости частоты колебаний от их амплитуды, что послужило изобретению маятника – сердца любых механических часов. Девять лет после публичного покаяния он оставался «узником инквизиции», а затем умер. Но человечество не может жить без великих людей: в тот год родился И. Ньютон.
6. Итальянский физик, ученик Галилея. Если опустить в чашку с ртутью закрытую сверху стеклянную трубку с ртутью, то она не выльется, а только опустится немного – её держит давление атмосферы на ртуть в чашке, а там, вверху, возникает вакуум. Высота ртути в трубке служит мерой этого давления. Так в 1643 г. им открыто атмосферное давление, получен вакуум и сконструирован первый в мире барометр. Он также вывел формулу для скорости истечения жидкости из отверстия в сосуде.
7. Создатель теоретической механики жидкости: вывел уравнение, которому в гидравлике нет равных; использовал пьезометр для измерения давления движущейся жидкости. Является представителем семейной династии, отмеченной четырнадцатью крупными учёными – гениальность передавалась по наследству из поколения в поколение (как и в семьях Иоганна Себастьяна Баха, Дарвина, Штрауса, Кюри), вопреки расхожему мнению, что природа, истратившись на гениях, отдыхает на их детях.
8. « ... – великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один являлся самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин). Знаменит открытиями в астрономии, физике, химии, геологии, географии, истории, кристаллографии и других науках. Почти всегда, открывая новое, вступал в бой со старым. Даже не прикоснувшись к науке, он уже вписал бы свое имя в историю русской культуры как поэт. Для двора Елизаветы он и был только поэтом и художником. … нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Когда однажды задумали его ограбить три матроса, он пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принёс «добычу» домой.
9. Французский врач и физик: изучая движение крови в венах, получил формулу, носящую его имя и применяемую для определения вязкости жидкостей и скорости течения в капиллярах.
10. Немецкий ученый: дал общие формулы для потерь напора и ввел безразмерный коэффициент гидравлического сопротивления.
11. Французский ученый: исследовал течение в трубах и в грунте; открыл основной закон ламинарной фильтрации, носящий его имя.
12. Английский физик: установил критерий подобия, названный его числом, и сформулировал условия перехода ламинарного течения в турбулентное, первым продемонстрировал явление кавитации.
13. Русский ученый и инженер: создал первый на русском языке труд «Основания практической гидравлики ...» (1836 г.); организовал в 1855 г. первую в России учебную гидравлическую лабораторию.
14. Русский ученый: основоположник аэродинамики; дал теоремы о подъёмной силе и тяговом усилии; создал теорию гидравлического удара; основал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
15. Немецкий ученый: автор полуэмпирической теории турбулентности; получил логарифмическое распределение скорости по сечению потока жидкости в круглых трубах.
16. Русский ученый: развил теорию фильтрации воды в грунте и разработал метод построения свободной поверхности потока в естественных руслах; был участником строительства крупных ГЭС.
17. Русский ученый: развил теорию турбулентности; исследовал движение наносов и русловые деформации.
18. Немецкий учёный: установил эмпирическую зависимость для коэффициента сопротивления гидравлически гладких труб.
19. Русский ученый: заложил основы современной русской гидравлической школы, решил в общей форме задачу интегрирования дифференциального уравнения неравномерного движения в призматических руслах.

Этот кроссворд разгадывается в интерактивном режиме по ссылкам (открываются в новых окнах):

Читайте также

1 Кроссворд-схема для начального этапа изучения физических свойств жидкости

1 Кроссворд-схема для начального этапа изучения физических свойств жидкости

Кроссворд по физическим свойствам жидкости используется в начальной стадии изучения инженерно-строит...

Выводы о применении кроссвордов в обучении.

Выводы о применении кроссвордов в обучении.

Выводы:1. Учебный кроссворд является эффективным фактором активизации познавательного интереса учащи...